М. Шолохов. Тихий Дон
Первые строки первого тома романа «Тихий Дон» были написаны М.Шолоховым 8 ноября 1926 г. Работа над книгой шла интенсивно. Закончив черновой вариант первой части, Шолохов уже в ноябре начал работать над второй. К концу лета работа над первым томом была завершена, и осенью Шолохов отвез рукопись в Москву, в журнал «Октябрь» и издательство «Московский писатель». В журнале роман был признан «бытописательским» и лишенным политической остроты.
В июле 1931 г. состоялась встреча Шолохова со Сталиным. Несмотря на то что Сталина явно не устраивали многие страницы романа, в заключение беседы он твердо сказал: «Третью книгу «Тихого Дона» печатать будем!». Новые главы начали выходить в свет только с января 1932 г., но редакция сделала в них столь значительные купюры, что Шолохов сам потребовал приостановить печатание Только после 1933 г. у Шолохова наконец-то появляется возможность закончить четвертую книгу «Тихого Дона». Роман целиком отдельным изданием вышел в 1941 г. За этот роман Шолохову была присуждена Сталинская премия 1 степени. Писатель перечислил свою премию в Фонд обороны.
Григорий Мелехов – главный герой романа. Этот образ привлекает внимание читателей чертами народности, самобытности, чуткости к новому. Но есть в нем и стихийное, что унаследовано от среды Григорий – неординарная натура, яркая индивидуальность. Он искренен и честен в мыслях и поступках. У него отзывчивое сердце, развито чувство жалости, сострадания. Григорий – человек, способный на поступок.
Наталья – воплощение дома, семьи. Её цельность, чистота, верность, преданность описаны Шолоховым с любовью и сочувствием к своей героине. Чувство Натальи переносится на детей, на родню.
У Аксиньи нет ни детей, ни родни. Любовь Аксиньи в беспредельном самопожертвовании, в перенесении центра своей жизни в другого человека, это глубокое, страстное чувство. И Наталью, и Аксинью Григорий любит. Наталья поражала его «какой-то чистой внутренней красотой». Она вся в стихии дома, семьи, она самоотверженная и ласковая мать. Любовь к Аксинье сильнее самого Григория. Её «порочная», «вызывающая» красота неумолимо притягивает его.
Несчастливая личная жизнь героев, гибель Аксиньи, когда Григорий, «мертвея от ужаса, понял, что все кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, — уже случилось», трагичны. Но жизнь продолжается. Последняя сцена: Григорий стоит «у ворот родного дома», держит на руках сына. Здесь, в отчем доме, на родине, на родной земле, все начала и все концы жизни.