Я песне отдал всё сполна

Сегодня, 23 июля 2015 года, исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося поэта-песенника Михаила Львовича Матусовского, автора текстов более чем к двумстам песням. Они стали поистине летописью целой эпохи, которые помнят, любят и поют до сих пор… Прежде всего – «Школьный вальс», «Баллада о солдате», «На безымянной высоте, «Берёзовый сок» и «Вологда», «Что так сердце растревожено» и «Целую ночь соловей нам насвистывал», «Старый клён», «Ну почему ко мне ты равнодушна», «Сиреневый туман», «Чистые росы», «Это было недавно», «Летите, голуби, летите», «Подмосковные вечера» и «Московские окна» и, конечно же, самая проникновенная «С чего начинается родина?». Для детей он написал «Крейсер «Аврора» и «Вместе весело шагать». …Его песни будут петь еще многие поколения. Они стали уже значимой частью нашей истории и символом России». Оказалось, их решительно нечем заменить, эти песенные шедевры, вот и звучат они до сих пор, памятные нам с детства, – с телеэкранов, из наших окон, со школьных площадок.

 

Из автобиографии Матусовского: «Я родился на Донбассе, в Луганске. И нынче в этом городе сохранились живые свидетели и участники великих событий и огненных лет гражданской войны. И сегодня здесь можно встретить старых, седоголовых ветеранов, которые запросто называют Пархоменко Сашей, а Ворошилова – Климом. Всё в нашем городе жило этой немеркнущей славой. Ребятишками убегали мы далеко за город, на Острую Могилу, где, казалось, ещё совсем недавно отгремели залпы последних сражений. Тёплый ветер, пахнущий какими-то горькими травами и ещё неостывшим шлаком, дул здесь свободно, во всю ширь донецкой степи. Пойдёшь, бывало, бродить по этим холмам и курганам и обязательно отыщешь в траве какую-нибудь штуковину: военную пуговицу, или позеленевшую медную гильзу, или даже заржавленный осколок снаряда. Какое мальчишеское сердце не дрогнет, не замрёт при взгляде на обломки когда-то грозного, побывавшего в бою оружия. Всё было свежо ещё в памяти моих земляков: и героическая оборона самого Луганска и ставший теперь уже почти легендарным поход донецких шахтёров на Царицын…»

 

Течение мирной жизни прервала война. Защита была назначена на конец июня 1941 года, но началась война, и Матусовский ушел на войну, будучи призванным в качестве военного корреспондента. Он работал военным корреспондентом в газетах Западного, Северо-Западного, Второго Белорусского фронтов. Фронтовые дороги вели его через Польшу в Германию. Глубинный внутренний опыт журналиста, майора, орденоносца нашёл отражение в знаменитых его стихотворениях, ставших песнями. Вспомним историю создания песни «На безымянной высоте», которая по праву стала в ряд с великими песнями Великой Отечественной. Написана она была к кинофильму «Тишина» В. Баснером. Е. Долматовский в книге «Рассказы о твоих песнях» писал, что поиск, проведённый редакцией газеты «Советская Сибирь», подтвердил, что в основу песни положена действительная история: в Новосибирске помнили имена всех «восемнадцати ребят», совершивших подвиг на высоте у посёлка Рубеженка Куйбышевского района Калужской области. Неточность только одна: «из восемнадцати ребят», сражавшихся против 200 фашистов, уцелело не трое, а двое. М. Матусовский находился на том же участке фронта, где совершили свой подвиг сибиряки. Тогда же он написал поэму «Безымянная высота». Поэма оказалась наброском песни, родившейся через 20 лет. На высоте Безымянной в 1996 г. установлен памятник, на камне выбиты строфы песни.

 

Среди фронтовых наград, к которым он был представлен за мужество и героизм, – ордена Красной Звезды, Октябрьской революции, Отечественной войны первой степени, Трудового Красного Знамени, медали. Во фронтовых газетах появлялись стихотворные фельетоны и частушки Матусовского. Во время войны вышли сборники его стихов «Фронт» (1942), «Когда шумит Ильмень-озеро» (1944). Помимо фронтовых публикаций в годы войны и после неё Матусовский написал немало текстов песен на военные темы. Сюжеты почти всегда брал из жизни. Многие из тех песен давно стали классикой. По-настоящему первой своей удачей считал песню «Вернулся я на родину», в которой говорится о том, как после окончания войны автор возвращается в родной город (Заречная – одна из улиц старого Луганска). Музыку к ней написал Марк Фрадкин, первым исполнителем стал Леонид Утёсов Матусовский писал не только стихи, ставшие текстами песен – он автор свыше 15 стихотворных сборников. Вышли сборники и книги стихов и песен: «Слушая Москву» (1948), «Улица мира» (1951), «Всё, что мне дорого» (1957), «Стихи остаются в строю» (1958), «Подмосковные вечера» (1960), «Как поживаешь, Земля» (1963), «Не забывай» (1964), «Тень человека. Книга стихотворений о Хиросиме, о её борьбе и её страданиях, о её людях и её камнях» (1968), «Это было недавно, это было давно» (1970), «Суть: стихи и поэмы» (1979), «Избранные произведения в двух томах» (1982) и многие другие. Посмертное издание его стихов называлось «Горечь». Перу Матусовского принадлежат сценарии документальных фильмов «Рабиндранат Тагор» (1961) и «Мелодии Дунаевского» (1964), воспоминания о П.Антокольском, М.Светлове, А.Фатьянове, о друзьях-фронтовиках Ю.Севруке, Б.Горбатове и др. Он является автором большого числа переводов — антологии украинской, казахской, туркменской, марийской поэзии, особенно интересны переводы Т.Шевченко, М.Бажана, С.Капутикян и С.Рустама.



Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.